Линия красоты
Последние годы интерес к каллиграфии заметно растет. Свой вклад в этот процесс внес Стив Джобс, по нашему скромному мнению. Он являлся примером для миллионов поклонников, и его слова об уроках каллиграфии у монаха-трапписта Роберта Палладино не могли остаться незамеченными. Джобс посещал занятия Палладино в портлендском колледже Рид, о чем он упомянул в своей знаменитой речи в Стэнфордском колледже годами позднее. «В кампусе каждый постер, каждый ярлык на ящике был красиво написан от руки. Поскольку меня отчислили и я не был обязан посещать обычные классы, я решил изучить каллиграфию. Я обучился шрифтам serif и sans serif, узнал о разных промежутках между комбинациями букв, и о том, что делает великолепные шрифты великолепными. В этом была красота, история, артистическое изящество, которое не могла охватить наука, и я нашел это увлекательным. Ни в чем из этого не было и намека на практическое применение в моей жизни. Но 10 лет спустя, когда мы создали первый компьютер Macintosh, все вдруг пригодилось. И мы применили все это в Mac. Он стал первым компьютером с красивыми шрифтами. Если бы я не попал на тот курс, у Mac никогда бы не было многочисленных типов шрифтов или шрифтов с пропорциональными промежутками», — говорил Джобс.
Помимо Стива у Палладино были другие, ставшие знаменитостями студенты, включая Самнера Стоуна, известного дизайнера Adobe, создавшего шрифт ITC Stone.
Последние пару лет в геометрической прогрессии растет популярность занятий каллиграфией среди миллионов поклонниц герцогини Сассекской. В молодости Меган Маркл подрабатывала, занимаясь изготовлением написанных вручную приглашений на свадьбу. И до того, как стать узнаваемой актрисой, преподавала каллиграфию в Беверли-Хиллз. Крупнейшая в Великобритании розничная сеть супермаркетов декоративно-прикладных искусства Hobbycraft связала увеличение спроса на товары для каллиграфии на 40% с «эффектом Меган».
Неважно по какой причине, мы обеими руками «за», если люди решают заниматься каллиграфией. Хотя бы потому, что акт письма — это самый трудоемкий процесс, совершаемый человеком: в нем «участвуют» практически все части тела, начиная от пальцев рук, ладоней и запястья и заканчивая плечами, спиной и ногами.
Тем не менее, каллиграфия — это больше, чем красивый почерк и развитие полушарий мозга человека. Каллиграфия — Искусство, которое выставляется в музеях, за которым «охотятся» коллекционеры и которое своим присутствием в частном или публичном интерьере может менять пространство. Каллиграфические работы влияют на восприятие мира. Рассматривая линии, связанные в буквы, кто-то находит ответы на мучившие вопросы, кто-то — определение красоты, кто-то ощущает «движение духа». Подобный эффект сложно объяснить словами, но мы постараемся на примере.
В Древнем Китае каллиграфия появилась и успешно развивалась гораздо раньше живописи. Поэтому, когда китайская живопись возникла как отдельное искусство, она оказалось очень каллиграфичной: создавалась на том же материале (кисть тушь, бумага, шелк) и по тем же правилам написания. Этим также объясняется своеобразие восточного рисунка: тонкого, полупрозрачного, построенного на сочетании различных линий, каждая из которых написана в определенной манере. Например, на листе изображен бамбук. Мы с вами кроме бамбука можем ничего и не увидеть. А человек, постигший суть искусства каллиграфии и «ощущающий движение духа», отметит, что ствол бамбука написан одним стилем, колена — другим, ветви — третьим, а листья — четвертым. И в этом сочетании линий и приемов он вдруг почувствует то, что хотел передать художник — ветер, который шевелит бамбук.
Современный каллиграф продолжает искать возможности для самовыражения. Как и тысячи лет назад, через буквенные знаки и тексты он пытается вызвать волнение разума и сердца.
Среди владивостокских каллиграфов один из самых заметных — Николай Гольдман. В работах автора объектом исследования часто является Вселенная. Так, «Gravity» — высказывание художника о гравитации как причине начала и конца любых взаимодействий. С гравитации все начинается и ей все заканчивается. Заметьте, что начало и конец слова Gravity перекликается с началом и концом круга «энсо»*, написанного поверх слова Gravity.
*энсо — каллиграфический символ в виде круга, в восточной каллиграфии образ совершенства и гармонии, «облик реальности». Принято считать, что характер художника полностью проявляется в том, как он рисует энсо. Только тот, кто обладает чистым и цельным духом, может создать настоящий энсо.
Если после прочтения статьи хоть один человек начнет смотреть на каллиграфические работы как на уникальное произведение, найдет свою работу
и принесет в свой дом, наш труд не напрасен.