Бабочки в животе
В День св. Валентина любовь накрывает планету, напоминая, что от бабочек в животе никуда не деться. А раз речь зашла о бабочках, добрым словом вспомним любителя красивых насекомых Дэмиена Хёрста.
Дэмиена Хёрста представлять не нужно – пожалуй, самый известный художник современности, чье искусство модно, дорого и концептуально. Именно Хёрст поместил тигровую акулу длиной 4,3 метра в аквариум с формальдегидом. В 2004 году инсталляцию продали за 12 млн. дол.
В 2006 году он создал скульптуру «За любовь Господа» - платиновый череп, инкрустированный бриллиантами, на который ушло 8 601 драгоценных камней весом 1106,18 карата. Главным элементом композиции стал розовый алмаз грушевидной формы в центре лба. Единственный натуральный элемент работы – это настоящие человеческие зубы. Хёрст потратил на работу около 14 миллионов фунтов стерлингов. В то же время одной из центральных и самых успешных тем оставались бабочки. Художник использовал их как объекты живописи, фотографировал их, создавал из них инсталляции. И рынок перегрелся.
В 2008 году Херст объявил, что прекратит выпуск нескольких серий своих работ, включая серии с бабочками. Однако сказать проще, чем сдержать слово. Уже в 2012 году в Tate Modern на ретроспективной выставке, которая на тот момент была второй по посещаемости за всё время существования музея, общественность только и говорила об инсталляции Хёрста «Влюбиться и разлюбить» (In and Out of Love). Художник в две комнаты без окон запустил тысячи живых бабочек, которые появлялись из коконов, свободно летали, питались, размножались и постепенно умирали.
После данного инцидента представители Благотворительного Фонда защиты животных RSPCA подвергли художника жёсткой критике. Активисты из британского «Королевского общества защиты животных» (RSPCA) и организации «Люди за этичное обращение с животными» (PETA) обвинили Дэмиена Херста в убийстве 9000 тысяч тропических бабочек. По данным, предоставленным галереей Тейт, столько насекомых погибло за 23 недели выставки. В среднем каждую неделю в выставочных залах умирало около 400 особей, вместо которых привозили новых. Некоторые бабочки попадали под ноги посетителям, другие повреждали крылышки от контакта с людьми. Виды тропических бабочек, использованные на выставке, в диких условиях живут до девяти месяцев; их жизнь в замкнутом пространстве длилась от нескольких часов до нескольких дней. В RSPCA полагали, что эти насекомые заслуживали лучшей участи.
"Есть четыре важные вещи в жизни: религия, любовь, искусство и наука. Даже в своём лучшем проявлении они - лишь инструменты, которые помогают нам найти путь в темноте. Ни один из них на самом деле не работает, но они помогают".
Дэмиен Хёрст.
Однако по задумке Хёрста зритель должен был окунуться в размышления о бренности бытия. Отсюда увлечение бабочками. Такой вот парадокс - знак мимолетности жизни и совершенной красоты в одном флаконе.
Однако живопись Дэмиена Хёрста не несёт в себе такой радикальной идейной нагрузки и сложности исполнения, как его скульптуры и инсталляции. Они обращены к эмоциям и чувственному опыту смотрящего.
В Лондоне осенью 2019 года у художника впервые за семь лет прошла выставка «Мандалы». Зрителю была представлена серия картин, в которых Хёрст вновь вернулся к бабочкам и узорам из них. На полотнах были изображены цветные круги-калейдоскопы, именуемые в восточных религиозных практиках мандалами. Этот сакральный символ знаменовал собой миропорядок и модель Вселенной. «Мандалы» продолжили темы, затронутые в более ранней серии Херста «Калейдоскопы», где плотно приклеенные друг к другу мертвые бабочки создают узоры, напоминающие оптический прибор.
Во время первой волны пандемии весной 2020 года Дэмиен в честь Национальной службы здравоохранения Великобритании (NHS) создал арт-объект - радугу с разноцветными крыльями бабочек, которая стала символом надежды.
Так что Viva! бабочкам, которые вдохновляют на прекрасное и вечное...